4 дня в Сурхандарье или как заехать на Плато Ходжа Гур Гур Ота

4 дня в Сурхандарье или как заехать на Плато Ходжа Гур Гур Ота

Над водопадом Крылья Ангела

Сурхандарья – регион с огромными пещерами, куэстами, каньонами и красивейшей природой. Одним ранним утром, позже 5 утра мы редко выезжаем, выехали из Ташкента в Сурхандарью. Поездка всего на 4 дня, но за это время нужно посетить огромное количество локаций.

День 1. Первый переезд Ташкент Дербент, около 6 часов и мы уже проезжаем между 400 метровыми стенами Дербентских ворот, уже очень много раз тут были, поэтому даже не останавливаемся ни у святого источника, ни в самом каньоне, ни в Каптархоне, проехали поселок Мачай, дальше начинается квест, так как перед поселком Кызыл Наур смыло дорогу и нужно искать объезд, нашли какой-то мост, проезжаем поворот на водопад Крылья Ангела, дальше нужно переехать реку несколько раз, воды в это время года уже немного, успешно добрались до подъёма к базовому лагерю Ходжа Гур Гур Оты. Ещё минут 40 и мы на месте, успели приехать засветло.

Вид из базового лагеря на Ходжа Гур Гур Оту

Наша цель в этот раз не восхождение на Ходжа Гур Гур Оту, а интересные формации, напоминающие яйца динозавра. Внешне они не представляют никакого интереса и очень сложно догадаться, что если их разбить внутри может быть что-то красивое.

"Яйцо динозавра"

Ближе к вечеру поднялся небольшой ветер, но это не помеха когда спишь в машине. Поужинали и спать, завтра длинный день.

День 2. В поездках всегда просыпаюсь рано и заставляю себя поспать ещё немного. Когда солнечные лучи уже вышли из-за склона можно вставать, завтрак и на поиски яиц динозавра.

Завтрак

Искать можно бесконечно долго, но ещё впереди много разных локаций, около 10 утра выезжаем обратно в поселок КызылНаур, спустились вниз и сегодня по плану проверка потенциальной дороги на край Ходжа Гур Гур Оты, трек заранее прорисован в Google Earth, свернули на нашу дорогу, проехали около километра и путь преграждает комбайн, большой зеленый комбайн claas dominator, дорога очень узкая и для нас было большой загадкой зачем он тут и куда он едет, дороги очень не простые, без 4wd не заехать. Дорога проходит между ущельями двух водопадов, а потом выходит на плато и оказывается выше этих водопадов, но чтобы туда попасть нужно как-то объехать комбайн, который стоит перед шлагбаумом закрытым на ключ. Подхожу ближе к шлагбауму, и вижу как 4 человека пытаются раскапать огоромный камень, высотой метра 3. Спрашиваю зачем, оказывается это хозяин полей, которые находятся над водопадом Крылья Ангела, и он спрятал ключ от шлагбаума под этот камень, а найти не может. Поделился с ним ледорубом, чтобы легче было искать, ещё пару минут и ключ был найден. Открыли шлагбаум, а комбайн примерно на 20 см шире чем шлагбаум. Пришлось отодвигать одну из стоек шлагбаума, ура комбайн поместился, едет он км в 10 час, а мы торопимся всё успеть, дорога узкая и он нас нигде не может пропустить, доехали до фермы и нашли место где можно разъехаться, дальше наш путь ускорился, заехали на плато, высота около 2300 метров и оно всё покрыто полями из пшеницы.

Поняли, что комбайн приехал собирать эту пшеницу, но я никогда не мог подумать, что такой большой комбайн может заехать туда куда не каждая машина сможет заехать. Дальше наш путь лежит ещё выше, дорога если так можно назвать эту тропинку заанчивается. Дальше есть только направление с уклоном около 30 градусов и множеством размытых участков. Из растений тут местами встречается арча различных форм.

Набрали ещё метров 300, дальше проехать возможно, но могут быть и большие приключения, поэтому решаем оставить машину на этом месте и прогуляться до края пешком. Вышли мы в месте которое соединяет плато Ходжа Гур Гур Ота и Байсунтау.

Клюв Ходжа Гур Гур Оты, маленькая красная точка это я

Оттуда уже виден клюв Ходжа Гур Гур Оты и это пожалуй самый быстрый способ добраться до пика Ходжа Гур Гур Оты. С перешейка видны поселки с той стороны стены и хребет Чульбаир на который нам нужно успеть сегодня попасть, время уже 3 часа дня, а нам ещё нужно успеть выехать на край скалистого выступа над водопадом крылья Ангела и заехать в грот Тешикташ, локация которого под большим вопросом так как на карте точка отмечена в одном месте, а по моим отметкам и наблюдениям он находится совсем в другом ущелье.

Комбайн на высоте 2000 метров

Спустились к полям, комбайн уже начал уборку урожая, а мы объезжая огромные валуны по кочкам и неровностям плато едем на край скалы водопада Крылья Ангела, по пути заметили очень интересный грот, который потенциально может выходить в пещеру Dark Star, но так как времени мало оставляем его на потом. Сделали несколько фото и поехали на спуск к поселку Мачай, по дороге захватили с собой владельца этих пшеничных полей, довезли его до дома и он показал направление дороги к гроту ТешикТаш, по этой дороге мы уже ездили года три назад, но нужно было свернуть правее и спуститься в каньон, чтобы пройти к гроту, что мы и сделали.

Спуск в каньон и подъём из него это самая сложная часть пути, дальше по каньону идти очень интересно, огомные валуны, следы водопадов и возможно весной протекает большая река.

Тешикташ это не один грот, а серия гротов. Первый очень длинный и не глубокий, второй ещё длиннее и глубже, но не высокий, а третий высокий и с дыркой, пофотографировали, и бегом обратно к машине.

Солнце уже заходит за горы, спускаемся в поселок Мачай и дальше держим путь в Бойсун.

В Бойсуне думали заночевать в отеле, но хозяйка поселила нас в номере без кондиционера, поэтому решили, что в машине можно переночевать с таким же комфортом, но бесплатно.

Заехали поужинать и дальше поехали к арчовым лесам Гуматага, проехали несколько перевалов, нашли небольшой съезд с дороги и устроились на ночлег.

День 3. Проснулись как обычно с первым лучом солнца светящим в левый глаз. Сегодня мы едем в самую глубокую пещеру Азии Бой Булок. Но без приключений у нас не бывает, к поселку Аля Чапан с перевала ведут две дороги, 2 года назад я ездил по левой дороге, а теперь решили посмотреть правую. Лучше бы не решали. Дорога это тоже одно название, огромные промоины метр глубиной, узкая коллея и крутые отвесы, падать очень далеко. Пастухи которые шли на встречу к нам были в шоке, их спрашиваешь дорога есть или нет, они только машут головой и говорят тут уже лет 5 никто не ездил.


20-30 минут стресса и мы спустились в поселок, но на этом приключения не заканчиваются, у меня примерно нарисована дорога куда ехать, но местные жители говорят дальше проехать не сможете, только уазики. Ну если уазик проедет, то мы тоже проедем решили мы и поехали объезжать очередную горку. Заехали на небольшое плато, тут опять сады и пшеница, потом длинный спуск вниз, а дальше нужно ехать вдоль узкого каньона с большими валунами. Вдруг навстречу вышли ослики нагруженные сеном, а дорога настолько узкая, что разойтись с ними мы не можем, пришлось сдавать назад метров 70, чтобы пропустить их. Доехали до садов с забором, к нам навстречу выбежал мальчишка лет пяти, спрашиваем его можно ли заехать, он молчит и радостно смотрит на нас. Потом минут через 10 спускается УАЗик, это хозяин этого сада, поговорили, разрешил нам заехать и оставить машину у него возле дома под арчой.

Время уже около 8 утра, а нам ещё сегодня в пещеру.

Быстро попили чай с гостеприимными хозяевами, собрали рюкзак, обвязки, веревку, и дыню, как же мы без чего-то не сильно нужного, итого вес рюкзака около 30 кг.
Хорошо, что мы сэкономили очень много сил и времени благодаря тому, что заехали высоко, и оттуда всего 600 метров набора до пещеры. Дорога лежит через арчовые леса, бежит ручей и множество растений. Поднялись до входа в пещеру, небольшой отдых.

Нашли лагерь экспедиции СГС, спелеологов из Екатеринбурга, поели гречневой каши с тушенкой. Они рассказали как продвигается объединение двух пещер – Бой Булок и пещеры Вишневского, стук из пещеры Бой Булок слышно в пещере Вишневского, но всё ещё судя по топосъёмке остаётся метров 30-50, до их соединения, если получится их объединить, то это будет третья пещера в мире по глубине. Более 2 километров.
Поговорили и про другие пещеры в округе и пошли смотреть следы динозавров, оставшиеся в каньоне выше пещеры, примерно на высоте 3000 метров над уровнем моря.

След динозавра

Возвращаемся обратно к пещере и видим двух девушек выходящих из пещеры, они были внутри неделю, и нашли новый восходящий ход, который в дальнейшем был пройден двумя спелеологами и глубина пещеры превысила отметку 1500 метров.

Настя и девушки подземелья

Поделились колой и шоколадом, говорят это была самая вкусная кола. Представьте 7 дней лазить под землей в темноте и узостях…
Теперь наша очередь, я был в пещере 2 года назад, в этот раз показывал Насте, вход представляет собой 2 часа узкого извилистого меандра, во многих местах нужно или ползти или облазить сверху в метрах пяти от основного пути. Дошли до колодца Мустафы и обратно.

пещера Бойбулок, вот так лезть около 2 часов

Вышли из пещеры на закате, быстро переоделись и бегом к машине, так как не сильно хотелось ходить в темноте по арчовому лесу.
Довольные дошли до машины. Поужинали и спать.


День 4. Утро наступило с кукареканьем петухов и громкими криками осликов. Сегодня самый длинный день, нам нужно проехать из Ала Чапана к сероводородному источнику Ходжа Ипок и солевой пещере Ходжа Икон. Основная дорога к Ходжа Ипаку идет от трассы Бойсун-Денау, а мы поехали через горы, по грунтовым дорогам, объезжая огромный интересный каньон и гору похожую на Маттерхорн, нужно будет как-нибудь приехать туда в начале мая, чтобы прогуляться по каньону и взойти на эту горку, с которой идеальный вид на хребет ЧульБаир и пещеру Вишневского. Объезд занял бы около 120 км пути, а так мы проехали всего 20 км и каких красивых и интересных.

Гроты над Ходжа Ипаком

Подъехав к Ходжа Ипаку увидели столпотворение людей, тысячи человек ходят туда сюда, шум гам, очень сильный контраст после одиночества и тишины на ходжа гур гур оте и чульбаире. Зашли в пещеру, чтобы просто отметиться и посмотреть, раньше можно было проходить внутрь, но сейчас столько людей считающих эту пещеру святым местом, думаю нам бы не дали вернуться обратно если залезли внутрь пещеры. Ну и по словам предыдущих поколений спелеологов ничего суперинтересного внутри нет. Только запах сеороводорода. Ходжа Ипок пройден и у Насти остаётся только одна локация, чтобы завершить программу 21 подземелье проекта Горец. Это пещера Ходжа Икон, находящаяся на границе с Туркменистаном в югозападной части Сурхандарьи, а мы находимся на северовостоке. Заехали по дороге в Шерабад, перекусили в кафе и через несколько часов оказались в солевой пещере Ходжа Икон.

Тут тоже много людей, но не так много как в Ходжа Ипаке, целые комнаты где люди лечатся при помощи соли. Быстро пробежались и посмотрели на пласты соли, подумали, что даже немного красиво. На обратном пути заехали в место где делают лампы из соли, даже взяли одну и мчимся в Ташкент. Ехать нам больше 600 км.

лампы из соли

Время уже подходит к закату, но вдруг мы увидели поворот к наскальным рисункам Зараутсая, написано 7 км, светового времени у нас около часа, ну думаем успеем, проехали 7 км, указателей уже нет, сплошные холмы, на карте нашли точку похожую на это место, и пытаемся туда проехать, проехали ещё 2 км, ещё 5 км, ещё 7 км, уже много раз вспомнили хокима по инициативе которого были установлены таблички с неправильным километражом. Дорога уже закончилась, а до рисунков ещё 3 километра. Пришлось ехать по холмам и камням, переезжая пару речек, остановились в километре от этих рисунков.

наскальные рисунки Зараутсая

Дальше предстоял длинный путь домой. Счастливые и довольные через 6-7 часов были дома.


Проехали около 2200 км за 4 дня, посетили множество пещер и гротов, в том числе самую глубокую в Азии – пещеру Бой Булок. Заехали на машине на высоту 2800 метров над уровнем моря, в том месте где машин не было никогда.